Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Психиатрическая больница Святой Софии
Ольга Анатольевна Жукова врач-психиатр заведующая отделением №9 рассказала о особенностях искусства душевнобольных.

Изобразительная деятельность больных шизофренией издавна привлекала исследователей. Эта история началась с немецкого психиатра Эмиля Крепелина. Он изучал шизофрению и маниакально-депрессивный психоз, описал шизофазию и олигофрению, занимался психологической профилактикой алкоголизма, исследовал психические болезни-эндемики азиатов и африканцев, — а заодно коллекционировал творчество душевнобольных. Перейдя в 1903 году из Гейдельбергского университета в Мюнхенский, он оставил большую часть коллекции в Гейдельберге, куда в 1919 году пришёл работать другой талантливый психиатр Ханс Принцхорн. Принцхорн начал её пополнять, изучать и каталогизировать — и в 1922 году опубликовал свою знаменитую монографию «Художественное творчество душевнобольных».
Монография понравилась группам сюрреалистов, примитивистов и авангардистов — потому что творчество душевнобольных во многом сочетало в себе черты, присущие всем этим направлениям. В дальнейшем труд Ханса Принцхорна попал в руки к французскому художнику-примитивисту Жану Дюбюффе, который рисовал в примитивном, «детском» стиле, и потому творчество душевнобольных показалось ему близким и понятным. В 1945 году в письме к своему другу, художнику Рене Обержонуа, он впервые употребил в отношении картин душевнобольных термин «ар-брют» — art brut, «грубое искусство». И у этого жанра появились свои звезды, классики и даже собственные музеи.
Известные выставки психопатологического искусства состоялись в Лондоне в 1913 г., Нью-Йорке 1936 г., Париже 1950 г., на которых экспонировались работы больных шизофренией, представляющих по выразительности особый интерес.
Кто такие душевнобольные люди? Что они испытывают? Что помогает им удерживаться на грани реальности? Здоровому человеку трудно понять душевнобольного. Как видит мир душевнобольной человек? Можно перелопатить гору научной литературы по психиатрии, но так и не узнать этого.
Иногда можно услышать такое утверждение, что чтобы создать шедевр, нужно быть или гением, или сумасшедшим.
Душевнобольные люди тоже умеют рисовать и обладают различными талантами. И надо сказать, многие душевнобольные являются очень одаренными людьми. И благодаря своей одаренности они могут продемонстрировать так называемым “здоровым” людям то, как они воспринимают окружающую нас действительность. Здоровому человеку сложно понять, о чем так “кричат” все эти рисунки. Но ведь самое главное в любом искусстве – это умение передать эмоцию. А эмоцию в данном случае видно невооруженным глазом.
Для творчества больных шизофренией характерны склонность к симметрии, сочетание несовместимых идей, неправдоподобие, схематичность, отсутствие живописной перспективы и соответствия масштабов. Психиатры замечают, что больные шизофренией не выносят пустых мест, не разграничивают реальное и фантастическое, любят изображать сказочных существ, рисуют штрихами, бесконечно исправляют самые мелкие детали рисунка, но их работы редко бывают законченными.Эмиль Крепелин отмечал при кататонии стремление больных к бесконечно повторяющимся рисункам, изображающим сказочные существа. Монотонность при параноидной форме шизофрении обнаружил Вальтер Моргенталер. Он также обратил внимание на связь и переход от рисунка к письменности. (Комбинация рисунка и письма – характерная черта продукции больных шизофренией). По мере течения болезни в произведениях пациентов постоянно доминировал один и тот же сюжет.

В заключении можно сказать, что психическое заболевание само по себе не является препятствием к творчеству и именно творчество дает право слова тем, кто был его лишен. Душевнобольные, по выражению Альфреда Адлера, «способны находить цветы в саду творчества, не отвлекаясь на мирские переживания и дарить их нам».
Источник: https://vk.com/wall-209408578_680
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение